Главная  →  Сомнология →  Хронический храп

Хронический храп

хронический храп

Храп — это резкий звук, который может возникнуть при прохождении воздуха мимо расслабленных тканей горла, вызывая вибрацию этих тканей. Некоторые люди время от времени сталкиваются с храпом, для других это может быть хронической проблемой или признаком более серьезного состояния здоровья. Длительный храп приводит к нарушению режима сна у близких, а также к ухудшению качества сна у самого пациента.

Причины храпа

Храп может быть вызван множеством различных факторов:
  • Заблокированные носовые дыхательные пути, например, во время инфекции носовых пазух или сезона аллергии, могут способствовать храпу.
  • Искривление носовой перегородки или носовые полипы.
  • Плохой тонус мышц горла и языка, при расслаблении они могут попасть в дыхательные пути.
  • Объемная ткань в задней части глотки и длинное мягкое небо или язычок могут вызвать обструкцию дыхательных путей, и, соответственно, вызвать храп, поскольку эти проблемы сужают отверстие от носа до горла. Когда вы дышите, они будут вибрировать и ударяться друг о друга, что приводит к блокировке дыхательных путей.
  • Расслабление мышц горла, что может быть связано с употреблением алкоголя, приемом мышечных релаксантов или даже недосыпанием.
  • Немаловажный фактор — ваша позиция во сне. Так сон на спине может быть фактором возникновения храпа. Простой способ уменьшить храп — спать на боку.
  • Другие нарушения сна, как синдром обструктивного апноэ сна (СОАС), также может вызывать хронический храп. Если вы столкнулись с этим заболеванием стоит обратиться к врачу, так как апноэ во сне может привести к другим проблемам со здоровьем, включая прерывистый сон, сердечно-сосудистые заболевания, высокое артериальное давление и диабет, депрессию и инсульт.

Факторы риска храпа

Пол может влиять на риск храпа. Мужчины чаще храпят и у них чаще развивается апноэ во сне, чем у женщин.

Узкие дыхательные пути, связанные с проблемами анатомии рта, также увеличивают вероятность храпа, так как затрудняют открытие дыхательных путей. Это относится и к проблемам с носом, таким как искривление носовой перегородки.

Беременность, ожирение и маленькая челюсть — все это факторы риска, связанные с храпом.

Хроническая заложенность носа и семейная история апноэ во сне также являются распространенными факторами риска, связанными с храпом.

Хронический храп может вызывать осложнения в повседневной жизни, такие как усталость и раздражительность, и может быть признаком СОАС.

Симптомы храпа

Если вы редко храпите, маловероятно, что у вас что-то более серьезное. Однако, если вы испытываете хронический храп наряду с другими симптомами апноэ во сне, возможно, пришло время пройти обследование. Эти симптомы включают остановку дыхания во время сна, чрезмерную дневную сонливость, трудности с концентрацией внимания и частые головные боли.

Вы также можете испытывать беспокойный сон, так как храп может повлиять на вашу способность оставаться во сне или погрузиться в глубокий сон. Другие симптомы, связанные с храпом, включают одышку или удушье по ночам, высокое артериальное давление, боль в груди во время отдыха и нарушение сна вашего партнера, а также вашего собственного.

Храп, особенно если он вызван апноэ во сне, может нарушить ваш циркадный ритм и вызвать плохое качество сна. Обструктивное апноэ сна часто распознается по периоду громкого храпа, за которым следуют периоды тишины, когда дыхание останавливается или почти останавливается. За этим следует пробуждение, тем самым нарушив режим сна.

Диагностика хронического храпа

Если ваш партнер говорит вам, что вы храпите, или вы подозреваете, что у вас может быть апноэ во сне, стоит записаться на прием к врачу сомнологу. Врач проведет медицинский осмотр. Может быть предложено полисомнографическое исследование, которое способно в режиме онлайн оценивать все функции организма во время сна, в том числе и звук храпа. Есть видеомониторинг, когда видеокамера записывает все события, и есть датчик храпа, который фиксирует и записывает звук. Это позволяет получить дополнительную информацию, а не только определить, насколько выражено апноэ (остановки дыхания) и как сильно снижается содержание кислорода в крови. Но это слишком дорогостоящее серьезное обследование для серьезных редких болезней. Гораздо чаще для диагностики используется метод кардиореспираторного мониторинга, который проводится амбулаторно, в домашних условиях.

Также могут быть диагностированы другие нарушения сна, которые вызывают хронический храп.

Лечение хронического храпа

Храп можно лечить изменением образа жизни: снижением веса, отказом от курения, снижением потребления алкоголя перед сном.

Если ваш храп вызван апноэ во сне, врач-сомнолог может порекомендовать вам аппарат с постоянным положительным давлением в дыхательных путях (CPAP). CPAP может уменьшить храп, когда вы спите.

Сомнология
Консультация невролога-сомнолога Записаться 3000