Суточное мониторирование артериального давления (СМАД) A02.12.002.001

Суточное мониторирование артериального давления

Суточное мониторирование артериального давления (СМАД) – исследование, которое проводится с помощью компактного прибора и специальных компьютерных программ, позволяющее автоматически регистрировать АД через определённые промежутки времени и анализировать с высокой точностью колебания АД в течение суток.

Суточное мониторирование артериального давления (СМАД) позволяет отслеживать динамику артериального давления в течение суток, на основании показаний, получаемых в результате автоматического измерения артериального давления через заданные интервалы времени.

СМАД позволяет врачу получить подробную информацию об артериальном давлении у пациента. Особое значение этот метод имеет в диагностике гипертонической болезни и других форм артериальной гипертензии.

Диагностические возможности метода СМАД:

• Этот метод позволяет распознать особенности суточного ритма АД, выявить ночное повышение АД, оценить выраженность утреннего подъёма АД, что очень опасно в связи с высоким риском развития геморрагического инсульта, и как результат – подобрать наиболее адекватную терапию для лечение повышенного АД.
  • Этот метод позволяет оценить эффективность проводимой гипотензивной терапии и своевременно внести коррекцию для адекватного лечения с учётом индивидуальных особенностей пациента.
  • В то же время – этот метод даёт возможность диагностики «гипертонии белого халата», что позволяет избежать излишнего лечения у некоторых пациентов с предполагаемой гипертонической болезнью.
Преимущества использования СМАД перед единичными измерениями АД (по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и Международного общества по изучению артериальной гипертонии, 1999 г.):
  1. Данные СМАД точнее отражают уровень АД в условиях обычной жизнедеятельности пациентов;
  2. Средние значения АД, полученные при СМАД, теснее, чем данные клинических измерений, связаны с поражением органов-мишеней;
  3. Данные СМАД до начала лечения имеют предсказывающее значение для развития сердечно-сосудистых осложнений;
  4. Регресс поражения органов-мишеней теснее связан с изменением среднесуточных значений АД, че уровень клинического АД.
Несомненным достоинством этого метода является возможность получения информации об уровне артериального давления в ночные и предрассветные утренние часы, когда пациент еще спит. В это время отмечается физиологическая активация нервной системы, повышение тонуса сосудов, повышение риска тромбообразования и т.д. Эти физиологические реакции, безопасные для здорового человека, становятся очень опасными для пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Многочисленные исследования подтверждают, что большинство сердечно-сосудистых катастроф приходится на утренние часы. Именно в это время происходит максимальное, по сравнению с другими периодами суток число инсультов, инфарктов, сердечных аритмий, которые могут стать причиной внезапной смерти.

Показания к проведению СМАД (по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и Международного общества по изучению артериальной гипертонии, 1999 г.):
  1. Необычные колебания АД во время одного или нескольких визитов;
  2. «Гипертония белого халата» у больных с низким риском сердечно-сосудистых заболеваний;
  3. Симптомы, которые позволяют заподозрить наличие гипотонических эпизодов, т.е. эпизодов беспричинного снижения АД;
  4. Артериальная гипертензия, резистентная к проводимому медикаментозному лечению.
Абсолютных противопоказаний к проведению СМАД нет.

Специальные режимы дня при проведении СМАД у пациентов с артериальной гипертонией:
  1. Типичный рабочий день – для оценки динамики АД в условиях реальной жизнедеятельности больного;
  2. Выходной день – как сравнительное исследование с рабочим днем;
  3. Режим умеренной психоэмоциональной и физической нагрузки – «фоновый профиль АД» для последующей оценки гипотензивной терапии;
  4. Режим резкого ограничения физических и психоэмоциональных нагрузок – для выявления аномальных эндогенных ритмов АД;
  5. Режим с нагрузочными (постуральными, физическими и психоэмоциональными) пробами для выявления выраженности реакции на характерные прессорные факторы (используется, как правило, в условиях стационара).
Методика проведения СМАД достаточно проста.
Пациенту одевают манжетку для измерения АД и укрепляют на поясном ремне небольшой портативный прибор для измерения АД. График измерения АД закладывается в памяти прибора. На следующий день врач снимает монитор, считывает его показатели и проводит анализ записей с помощью специальной компьютерной программы. В результате обследования мы получаем запись всех измерений АД и ЧСС в течение суток, графики суточного ритма и ещё более 30 показателей динамики АД.

Правила поведения пациента во время исследования.
В течение суток пациент ведёт обычный образ жизни. Ограничения имеются только водных процедур. Сон, несмотря на проведения измерения АД в ночные часы, как правило, не нарушается. Пациенту предлагается вести короткий дневник с фиксацией основных наиболее значимых событий суток (сна, приёма пищи, изменений самочувствия, выполнения физических нагрузок и прочего). Во время измерения рекомендуется вытянуть руку вдоль туловища и расслабить ее. Нежелательно шевелить пальцами, кистью или все рукой вовремя измерения, которое занимает около 1,5 минут.

ВЭССЕЛ КЛИНИК предлагает лучшие цены на СМАД в Москве. Мы гарантируем точность результата, поскольку у нас работают лучшие специалисты по функциональной диагностике с многолетним опытом работы, которые любят и прекрасно знают свое дело.

Записаться на прием и сделать СМАД в нашей клинике вы можете по телефону 8 (495) 540-46-56.