Главная  →  Гематология →  Тромбоцитарные нарушения на фоне приема лекарственных препаратов

Тромбоцитарные нарушения на фоне приема лекарственных препаратов

Тромбоцитарные нарушения

Тромбоциты (кровяные пластинки) – одно из важнейших звеньев свертывающей системы крови. Собираясь и склеиваясь между собой в плотный сгусток на месте нарушения целостности сосуда, они предотвращают опасные для организма кровопотери. Снижение их количества в крови – тромбоцитопения, и/или их функциональная неполноценность – тромбоцитопатии приводят к нарушению гемостаза различной степени выраженности, от легкой кровоточивости до жизнеугрожающих состояний.

Существует целый ряд первичных, как правило, наследственных форм тромбоцитарных нарушений, они также могут развиваться и вторично, вследствие заболеваний – гемобластозов, аутоиммунных и инфекционных патологий, болезней печени и почек, разнообразных интоксикаций, как осложнение гемотрансфузий и многих других причин.

Особую группу составляют нарушения, развивающиеся на фоне приема определенных лекарственных средств. Так, к патологии тромбоцитов может приводить применение следующих фармпрепаратов:

• ацетилсалициловая кислота (аспирин) и некоторые другие нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), производные хинина;
  • препараты золота;
  • бета-адреноблокаторы;
  • гепарин, дипиридамол;
  • некоторые антибиотики, сульфаниламиды;
  • транквилизаторы, антидепрессанты;
  • антигистаминные средства;
  • цитостатики и мн. др.
Под воздействием, например, НПВП может нарушаться функция тромбоцитов, они теряют способность склеиваться, секретировать тромбоцитарные факторы свертывания из специфических гранул, становясь недееспособными. Лекарственные препараты также могут провоцировать иммунную тромбоцитопению: соединяясь с мембраной тромбоцита, препарат придает ему антигенные свойства, это приводит к выработке специфических антител и разрушению кровяных пластинок иммунной системой. Подобные реакции нередко формируются при изначальной генетической предрасположенности.

Симптомы

Признаки тромбоцитарных нарушений в первую очередь проявляются в виде так называемого геморрагического синдрома, который в данном случае приобретает некоторые специфические отличия.

Основные симптомы:

• возможное появление мелкоточечной сыпи, так называемые петехии – пятна пурпурного цвета до 3 мм в диаметре;
  • экхимозы – кровоизлияния в кожу и слизистые оболочки;
  • спонтанно возникающие кровотечения – носовые, из десен, необычно длительные и обильные менструации и т.п.;
  • длительные кровотечения даже после небольших травм (например, удаление зуба).
Выраженность данных симптомов зависит от степени снижения количества тромбоцитов, а также от выраженности их качественных дефектов. Наиболее опасными осложнениями представляются кровоизлияния в мозг, кишечные и маточные кровотечения.

Для диагностики тромбоцитарных нарушений необходимы:

• консультация гематолога – расспрос (жалобы, анамнез, наследственные особенности, подробно – о принимаемых препаратах), осмотр;
  • функциональные тесты (определение времени капиллярного кровотечения, времени свертывания);
  • лабораторная диагностика:
- общеклинический анализ крови, причем подсчет тромбоцитов должен осуществляться в ручном режиме;
- изучение морфологии тромбоцитов, в т.ч. под электронным микроскопом;
- определение времени жизни тромбоцитов;
- оптическая агрегометрия, оценка реакции освобождения тромбоцитарных факторов;
- определение уровня сывороточных антител;
- аспирация или трепанобиопсия костного мозга и др. методы.

В острых случаях, при критическом снижении числа тромбоцитов и/или массивных кровотечениях лечение проводится в стационаре. В первую очередь необходимо определить препарат, вызвавший нарушение, и прекратить его прием. Как правило, ситуация при этом должна нормализоваться в течение ближайших 10 суток.

Для ликвидации последствий используются:

• введение прокоагулянтов, антифибринолитических препаратов; плазмаферез;
  • при необходимости – вливания препаратов крови (тромбоцитарная масса, фибриноген, тромбин);
  • симптоматические средства, нормализующие реологические свойства крови; применение гормональных средств (кортикостероиды) и др.
Для профилактики тромбоцитарных нарушений избегают повторного назначения пациенту скомпрометировавших себя препаратов. Использование других средств, способных давать подобные реакции, сопровождается особенно тщательным и регулярным контролем гемостаза. С профилактической целью применяется также диетотерапия.

Если вам необходима консультация гематолога вы можете позвонить нам по телефону + 7 (495) 540-46-56.

Наши врачи всегда открыты для общения с пациентами - внимательно вас выслушивают, охотно ответят на все возникшие вопросы, подробно объяснят ход предстоящего лечения и процедур, подберут самые эффективные терапевтические схемы и не назначат лечение «на всякий случай».

Гематолог