Главная  →  Гематология →  Тромбоз

Тромбоз

– образование в просвете сосуда кровяных сгустков – тромбов, препятствующих свободному кровотоку, вплоть до полного его прекращения. Тромбы могут образовываться как в венах, так и в артериях. В норме это является ответной реакцией на повреждение сосуда, предотвращающей кровопотерю. Но в ряде случаев этот процесс приобретает патологический характер, критически нарушая кровоснабжение органов. Иногда тромбы покидают место, где они образовались, и мигрируют с током крови в другие сосуды, закупоривая их просвет, такие мигрирующие тромбы называют эмболами.

Причины тромбозов

• повышение свертываемости и вязкости крови;
  • повреждение внутренней поверхности сосудистой стенки;
  • изменения в характере и скорости тока крови – его замедление (застой) или завихрение (турбулентность);

Повышенная свертываемость крови может быть связана с генетической патологией, воспалительными процессами, обезвоживанием, приемом некоторых препаратов – например, оральных контрацептивов, особенно на фоне табакокурения.

Повреждение стенок сосудов могут иметь как механическую (травма, операция, внутрисосудистые манипуляции), так и химическую природу – за счет воздействия ряда токсинов.

На характер кровотока влияют ограничение подвижности, нарушения сердечного ритма, опухоли, сдавливающие сосуды.

Венозные тромбозы чаще всего развиваются в венах нижних конечностей, вследствие застоя крови – например, при варикозной болезни. Наиболее тяжелое течение при этом имеет тромбоз глубоких вен – бедренной, подколенной. Опасными последствиями угрожают тромбоз венозного синуса твердой мозговой оболочки, нижней полой вены и некоторые другие.

Артериальные тромбы обычно формируются на основе атеросклеротических бляшек.

Прием некоторых гормональных оральных контрацептивов (КОК) при наличии предрасполагающих факторов также способен провоцировать развитие тромбоза. Выбирая данный метод контрацепции, необходимо проконсультироваться не только с гинекологом, но также с гематологом и флебологом. На фоне приема препарата желательно периодически контролировать состояние свертывающей системы крови.

Симптомы тромбоза зависят от локализации тромба.

При венозных тромбозах это чаще всего резкая боль и отек в области затромбированной вены, а также нарушения функции органа, отток венозной крови от которого затруднен.

При сочетании тромбоза с воспалением венозной стенки (флебитом) развивается тромбофлебит, который может сопровождаться повышением температуры, ознобом, интоксикацией. Гнойное расплавление тромба ведет к септическим осложнениям.

Артериальный тромбоз нарушает кровоснабжение органа, питаемого затромбированной артерией, что приводит к некрозу (омертвению) его тканей: развивается мозговой инсульт, инфаркт миокарда, гангрена конечности и др. К ранним симптомам тромбоза артерии конечности, например, относится отсутствие пульсации сосуда, онемение, похолодание и побледнение кожных покровов с дальнейшим посинением, затруднение движений, боль.

Диагностикой и лечением данной патологии занимаются гематологи, сосудистые хирурги, флебологи. Помимо оценки клинической картины заболевания, проведения специфических проб, специалисту необходимо изучить результаты некоторых исследований:

• лабораторные исследования свертывающей системы крови - коагулограмма;
  • допплерография, дуплексное сканирование;
  • при необходимости – генетические исследования.

На ранних стадиях развития тромбоза возможно применение консервативных методов:

• Медикаментозное лечение – тромболитическая терапия, антикоагулянты, антиагреганты (под контролем свертывающей системы крови), противовоспалительные препараты, при необходимости – антибиотики, статины.

В тяжелых случаях применяются хирургические методы.

Если вам необходима консультация гематолога вы можете позвонить нам по телефону + 7 (495) 540-46-56.

Наши врачи всегда открыты для общения с пациентами - внимательно вас выслушивают, охотно ответят на все возникшие вопросы, подробно объяснят ход предстоящего лечения и процедур, подберут самые эффективные терапевтические схемы и не назначат лечение «на всякий случай».

Гематология
Консультация гематолога Записаться 3000