Главная  →  Эндокринология →  Нарушения функций щитовидной железы

Нарушения функций щитовидной железы

Щитовидная железа – одно из важнейших звеньев эндокринной системы. Ее гормоны регулируют интенсивность метаболизма, температуру тела, влияют на сердечную деятельность, умственное и физическое развитие, эмоциональные реакции и др. функции. Для выработки своих главных гормонов – тироксина (Т4) и трийодтиронина (Т3) – щитовидная железа нуждается в достаточном поступлении йода. Помимо этих гормонов она секретирует также гормон тиреокальцитонин, регулирующий костеобразование.

Как гиперфункция, так и функциональная недостаточность щитовидной железы крайне негативно сказывается на общем состоянии организма.

Причины нарушений функции щитовидной железы:

• дефицит йода в рационе;
  • наследственная предрасположенность;
  • воспалительные процессы, например, вирусной природы;
  • ионизирующая радиация;
  • аутоиммунное поражение (аутоиммунный тиреоидит);
  • нарушения регулирующей функции гипоталамуса и гипофиза;
  • опухоли и др.

Заболевания щитовидной железы могут протекать и без изменений уровня гормонов в крови, но чаще все же наблюдается его снижение или повышение. Недостаточность функции с понижением секреции гормонов называют гипотиреозом, избыточная продукция гормонов – гипертиреозом (тиреотоксикозом).

Симптомы нарушений функции щитовидной железы:

• понижение либо повышение температуры тела, ощущение зябкости или жара;
  • сухость кожных покровов либо, напротив, потливость;
  • необъяснимая прибавка в весе или похудание;
  • урежение или учащение пульса, сердцебиение, неприятные ощущения в области сердца;
  • расстройства пищеварения – запоры или поносы;
  • апатия или эмоциональная лабильность;
  • медлительность, заторможенность и сонливость или суетливость, гиперактивность, бессонница, дрожь в конечностях и т.д.;
  • неприятные ощущения в области гортани, чувство сдавления, неловкости при глотании, иногда сухой кашель и другие симптомы.

Существуют также чисто внешние признаки. Так, например, при выраженном тиреотоксикозе может отмечаться пучеглазие (экзофтальм). В условиях хронического йододефицита развивается эндемический зоб. При этом заболевании увеличенная щитовидная железа может увеличиваться настолько сильно, что визуально изменяется конфигурация передней поверхности шеи. Врожденный гипотиреоз может проявляться карликовостью, отечностью лица и надключичных ямок, полуоткрытым ртом.

Помимо эндемического зоба выделяют другие формы. Аутоиммунный тиреодит (зоб Хашимото) обычно сопровождается недостатком тиреоидных гормонов. Диффузный токсический зоб (Базедова болезнь) отличается повышенной выработкой гормонов, как и узловой токсический зоб, характеризующийся образованием в ткани железы отдельных опухолевидных образований – узлов. Узлы, в свою очередь, могут быть «горячими» (вырабатывают избыточное количество гормонов), «холодными» (не вырабатывают гормонов), «теплыми» (вырабатывают нормальное количество гормонов), доброкачественными или злокачественными.

Диагностика заболеваний щитовидной железы осуществляется врачом эндокринологом на основании характерных жалоб и клинических симптомов, осмотра пациента и пальпации щитовидной железы, а также проведенных лабораторных исследований: изучается уровень Т3 и Т4 в крови, уровень тиреотропного гормона (ТТГ) гипофиза, который компенсаторно повышается при снижении секреции гормонов щитовидной железы, ценную информацию о состоянии органа дает ультразвуковое исследование, компьютерная томография щитовидной железы, радиоизотопная сцинтиграфия, взятие биопсии и другие методы.

Недостаточность функции щитовидной железы в настоящее время успешно лечится постоянным приемом синтетических аналогов тиреоидных гормонов. Если доза этих препаратов подобрана правильно, их можно принимать очень долго без риска развития каких-либо побочных эффектов. Гиперфункция щитовидной железы подавляется тиреостатиками, препаратами радиоактивного йода, либо проводится хирургическое вмешательство – например, удаление части железы (резекция).

Для записи на прием к нашим врачам позвоните по телефону: + 7 (495) 540-46-56.

Наши врачи всегда открыты для общения с пациентами - внимательно вас выслушают, охотно ответят на все возникшие вопросы, подробно объяснят ход предстоящего лечения и процедур, подберут самые эффективные терапевтические схемы и не назначат лечение «на всякий случай».

Консультация терапевта Записаться 2000
Ультразвуковая диагностика