Главная  →  Эндокринология →  Гипотиреоз

Гипотиреоз

Гипотиреоз – это эндокринный синдром, возникающий в следствии повышенной выработки щитовидной железой гормонов тироксина (T4) и трийодтиронина (T3). Данные гормоны регулируют в организме скорость энергетических процессов. При их избытке обмен веществ в тканях резко усиливается, что обуславливает внешние проявления болезни.

Симптомы:

• зябкость, непереносимость холода;
  • сонливость, заторможенность;
  • сбои менструального цикла, снижение потенции;
  • отеки конечностей и вокруг глаз;
  • сухость кожи;
  • постоянная брадикардия;
  • склонность к запорам.

Гипотиреоз бывает врожденным и приобретенным. При подозрении на врожденный гипотиреоз следует, как можно раньше пройти обследование – промедление очень опасно и грозит развитием кретинизма у ребенка.

Последствия гипотиреоза у взрослых не столь грозны, однако они так же затрагивают интеллектуальные способности: ухудшается память, снижается концентрация внимания. У пациентов резко падает работоспособность, в том числе из-за проблем с сердцем, артериальным давлением, пищеварением.

У взрослого человека снижение уровня гормонов щитовидной железы может быть следствием различных процессов.

Причины:

• опухоли щитовидной железы;
  • перенесенное воспаление железы;
  • состояние после лечения гипертиреоидита;
  • заболевания гипоталамо-гипофизарной системы;
  • аутоиммунное повреждение;
  • поражение ионизирующим излучением.

Направлена на определение причин и степени развития процесса. Диагностический поиск начинают с определения уровня гормонов Т3, Т4, ТТГ и кальцитонина в крови:

• Скрининг включает: ТТГ, АТ-ТПО, Т4 свободный, Т3 свободный, АТ-АГ;
  • Расширенное обследование включает: Т3 общий,  Т3 свободный, Т4 общий, Т4 свободный, ТТГ, Тиреоглобулин, АТ-АГ, АТ-ТПО, Тест поглощения тиреотропных гормонов.

Проводят УЗИ и компьютерную томографию щитовидной железы, которые в большинстве случаев помогают выявить причины гипотиреоза.

При гипотиреозе нельзя забывать и о других органах, страдающих от недостатка гормонов. Особо внимание следует уделять гипоталамо-гипофизарной системе, проводя профилактическое МРТ-обследование головного мозга, а также сердца, регулярно наблюдаясь у кардиолога.

Пример из врачебной практики

Недостаток гормонов, вырабатываемых щитовидной железой, у беременных женщин приводит к различным недомоганиям не только мамы, но и ребенка. У таких детей высок риск задержки умственного развития

"У меня на приеме молодая женщина. Беременность 8 недель. Повышен уровень ТТГ (тиреотропного гормона гипофиза). Объясняю пациентке, что у нее гипотиреоз – снижение функции щитовидной железы. Назначаю препарат левотироксина в необходимой дозе, объясняю, что это важно для нормального развития плода. Пациентка уходит. Появляется у меня уже в третьем триместре беременности. ТТГ по-прежнему высок. Спрашиваю, пьет ли назначенные препараты. Опускает глаза – нет, не пьёт, свекровь запретила – это же гормоны! Года через четыре случайно встречаю пациентку на улице, она ведёт за руку маленького сына. Меня узнала сразу: «Здравствуйте, доктор, вот мой Митя!» У Мити отсутствующий взгляд, на мамины обращения реагирует мычанием, всё время пытается вырвать свою руку из маминой ладони. Общаться не может. Моя пациентка подтвердила, что Митя до сих пор не говорит и заметно отстаёт в развитии от сверстников. У нее самой бледное отёчное лицо, голос стал грубоватым, осипшим: похоже, гипотиреоз прогрессирует". (из книги эндокринолога нашего центра Демичевой О.Ю. "ЧТО СО МНОЙ ДОКТОР? ВСЯ ПРАВДА О ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЕ").

Проводит врач-эндокринолог. Основу лечения составляет заместительная терапия: пациенты продолжительными курсами принимают синтезированные гормоны щитовидной железы. Своевременное начало лечения помогает предупредить развитие болезни.

Для записи на прием к нашим врачам позвоните нам по телефону: +7 (495) 540-46-56.

Наши врачи всегда открыты для общения с пациентами - внимательно вас выслушают, охотно ответят на все возникшие вопросы, подробно объяснят ход предстоящего лечения и процедур, подберут самые эффективные терапевтические схемы и не назначат лечение «на всякий случай».

Ультразвуковая диагностика
УЗИ щитовидной и/или паращитовидных желез A04.22.001 Записаться 1900