Главная  →  Эндокринология →  Поражение сердца при эндокринных заболеваниях

Поражение сердца при эндокринных заболеваниях

heart attack

Изменения в работе желез внутренней секреции неизбежно сказываются на всех органах и системах, и особенно – на системе кровообращения. Это проявляется нарушениями сердечного ритма, регуляции артериального давления, изменениями липидного обмена и др.

Тиреотоксикоз

Гормоны щитовидной железы (трийодтиронин, тироксин) стимулируют обмен веществ, их избыток приводитк повышению потребности в кислороде и энергии. Сердечная мышца к этому особенно чувствительна и начинает страдать в первую очередь: развивается дистрофия миокарда, как следствие – специфическая кардиомиопатия (“тиреотоксическое сердце”). Тиреоидные гормоны также оказывают на сердце “подстегивающее” влияние: увеличивают частоту сердечных сокращений, сердечный выброс.

Возможно развитие следующих симптомов:

• ощущение сердцебиения, учащенный пульс даже в состоянии покоя, выраженная утомляемость;
  • повышение артериального давления, в особенности – систолического (“верхнее” давление), обычно стабильное, без кризов;
  • нередко отмечается существенный разброс между значениями систолического и диастолического давления;
  • при выслушивании сердечных тонов врач может определить характерные шумы, а ультразвуковое исследование сердца часто обнаруживает пролапс (провисание, выпячивание) митрального клапана;
  • чаще всего присутствует т.н. синусовая тахикардия;
  • если у пациента изначально имелась сердечная патология, на фоне тиреотоксикоза она усугубляется: приступы стенокардии, мерцательная аритмия, устойчивая к лекарственной терапии (у пожилых это иногда единственный симптом тиреотоксикоза).

Со временем стенки сердца утолщаются, расширяются его полости, сердечная мышца частично замещается соединительной тканью, формируется фиброз, нарушается сократительная способность сердца, что может привести к сердечной недостаточности, фибрилляции предсердий.

Лечение:

• медикаментозное – тиреостатики, бета-блокаторы, сердечные гликозиды, диуретики, антиагреганты и др.;
  • радиойодтерапия;
  • к хирургическому вмешательству прибегают в тяжелых случаях, при низкой эффективности консервативного лечения – выполняется так называемая субтотальная резекция щитовидной железы – т.е. удаление большей ее части. Гипотиреоз

При пониженной функции щитовидной железы частота сердечных сокращений, сердечный выброс, артериальное давление, напротив, снижаются. Изменяется липидный состав крови, отмечается повышенное содержание холестерина, распространенный атеросклероз, в особенности сосудов сердца. Формируется специфическая кардиомиопатия – «гипотиреоидное» или «микседематозное сердце».

Возможно появление следующих симптомов:

• редкий слабый пульс;
  • боли в области сердца;
  • систолическое давление обычно понижено, в то время как диастолическое может оставаться нормальным;
  • иногда возможно развитие сопутствующей гипертонии;
  • общая отечность;
  • слабость, вялость, остановки дыхания во сне;
  • рентгенографическое исследование выявляет увеличение размеров сердца.

Самым распространенным видом аритмии при гипотиреозе является синусовая брадикардия. Страдает сократительная функция сердца, есть риск развития сердечной недостаточности. В мышечной стенке и в сердечной сумке скапливается слизистая жидкость, развивается муцинозный отек, также затрудняющий кровоснабжение сердца, все это может приводить к появлению очагов ишемии, повышению риска развития инфаркта.

• Основное лечение – заместительная терапия тиреоидными гормонами;
  • При сопутствующей артериальной гипертензии – гипотензивные препараты, диуретики;
  • Существуют и хирургические инновационные методы – например, трансплантация донорских клеток щитовидной железы.

Сахарный диабет

Сахарный диабет лидирует по смертности от болезней системы кровообращения среди других эндокринных заболеваний.

При сахарном диабете развиваются разнообразные поражения сердечно-сосудистой системы:

• изменения в сосудах сердца – диабетическая макроангиопатия;
  • артериальная гипертония (вследствие диабетического поражения почек, метаболического синдрома – в зависимости от типа сахарного диабета);
  • диабетическая кардиомиопатия с нарушениями ритма и недостаточностью кровообращения;
  • ИБС, иногда с безболевой стенокардией;
  • повышенный уровень холестерина и триглицеридов в крови;
  • повышенный риск фибрилляции желудочков, инфаркта миокарда, нарушений мозгового кровообращения.

Лечение:

• компенсация углеводного обмена (инсулинотерапия, сахароснижающие препараты);
  • антигипертензивные препараты, антиагреганты;
  • гиполипидемические препараты (статины).

Ожирение

Тяжелые формы ожирения, в особенности по мужскому типу (фигура пациента по форме напоминает яблоко), значительно повышают риск смерти от сердечно-сосудистой патологии.

Основные причины:

• артериальная гипертония;
  • повышенный уровень холестерина и триглицеридов, коронарный атеросклероз;
  • жировая дистрофия миокарда;
  • сердечная недостаточность, застой в легких.

При ожирении увеличивается объем циркулирующей крови, т.к. этого требует кровоснабжение избыточной жировой ткани, в результате возрастает нагрузка на сердце.

Наиболее часто встречающиеся симптомы со стороны сердечно-сосудистой системы при ожирении:

• артериальное давление в покое, как правило, находится в пределах верхней границы нормы, но при нагрузке резко повышается;
  • нередко развиваются отеки;
  • ночные остановки дыхания;
  • переносимость физических нагрузок понижена, отмечается одышка и сердцебиение.

Лечение:

• низкокалорийная и низкосолевая диета;
  • умеренные регулярные физические нагрузки;
  • медикаментозная терапия: сердечные гликозиды, антигипертензивные средства, диуретики, статины;
  • хирургические методы – например, шунтирование желудка, могут применяться только после того как достигнут прогресс с помощью других средств, а также компенсация нарушений сердечной деятельности.

При поступлении в медицинский центр пациентов с такими патологиями в обязательном порядке рекомендуется кроме эндокринолога консультация кардиолога, а также прохождение полного кардиологического обследования, которое может включать в себя как инструментальные, так и лабораторные методы диагностики.

Минимальное кардиологическое обследование должно включать:

• осмотр врачом-кардиологом;
  • ЭКГ;
  • суточное мониторирование артериального давления и ЭКГ (холтер);
  • УЗИ сердца (ЭХОКГ);
  • возможно, нагрузочные пробы (тредмил-тест, фармакологические пробы и другие);
  • лабораторные исследования.

Для записи на прием к врачу нашего центра можете позвонить по телефону + 7 (495) 540-46-56

Наши врачи всегда открыты для общения с пациентами - внимательно вас выслушивают, охотно ответят на все возникшие вопросы, подробно объяснят ход предстоящего лечения и процедур, подберут самые эффективные терапевтические схемы.

Консультация эндокринолога (60 минут) Записаться 3000

Эндокринолог