Главная  →  Неврология →  Мигрень

Мигрень

Мигрень - сам термин образован от греческого слова «гемикрания», что означает «половина головы». 70% людей в течение всей жизни переносят один или несколько мигренозных приступов. Мигрень значительно чаще встречается у женщин. Болезнь возникает обычно в молодом возрасте до 30 лет и сопровождает всю жизнь. А наибольшая частота заболевания приходится на возраст от 25 до 44 лет.

Симптомы мигрени:

• За несколько часов до начала мигренозной головной боли происходит снижение настроения, раздражительность, усталость, изменение аппетита.
  • Приступ обычно начинается утром и проявляется интенсивными приступообразными, чаще односторонними болями 2–4 приступа в месяц.
  • Мигренозная боль захватывает половину головы в области лба и виска, вокруг глаза.
  • Иногда она может начинаться в затылочной области и распространяться кпереди – в область лба.
  • Приступ, как правило, сопровождается тошнотой, повышенной чувствительностью к дневному свету и звукам, перед глазами появляются мушки, цветные круги или мерцающие линии.
  • Для детей и людей молодого возраста типично появление сонливости во время приступа, а после сна боль нередко бесследно проходит.

Мигрень относится к заболеваниям, при которых важное значение имеют провоцирующие факторы.

К основным триггерам (спусковой крючок) мигренозного приступа относят:

• эмоциональный стресс или период релаксации после стрессового воздействия;
  • гормональные изменения – снижение уровня эстрогенов (менструации);
  • употребление некоторых пищевых продуктов, содержащие тирамин (сыр, шоколад, цитрусовые, орехи, яйца, помидоры);
  • прием алкоголя, особенно красное вино, пиво, шампанское;
  • гипогликемия, большие перерывы между приемами пищи;
  • недосыпание или избыточный сон;
  • физические раздражители (яркий свет, шум, езда в транспорте, запахи).
  • Чувство боли во время приступа мигрени связана с расширением сосудов кожи и мышц, покрывающих голову и возбуждением тройничного нерва (из-за этого боли односторонние). Именно поэтому головная боль усиливается при даже небольшой физической нагрузке, кашле и наклонах головы. Общая продолжительность приступа головной боли колеблется от 4 до 72 ч, в среднем – 24 ч. (без лечения или при безуспешном лечении).

Мигрень относится к пароксизмальным заболеваниям. В межприступный период пациента с мигренью можно охарактеризовать как совершенно здорового человека. И, наоборот, во время приступа качество жизни пациента резко снижается, наблюдается выраженная дезадаптация. Каждый приступ на несколько дней попросту выбивает из привычной жизни. При этом лекарства, способного полностью вылечить мигрень, пока нет. Так что на сегодня главная задача - эффективно и быстро купировать приступ.

Для постановки диагноза мигрени не требуется проведения дополнительных обследований (диагноз устанавливается на основании жалоб и осмотра пациента).

Почему приступы мигрени купировать необходимо?

Многие пациенты готовы стоически терпеть головную боль и сопровождающие симптомы приступа. При этом если пациент не принял обезболивающее или принял неэффективный препарат, приступ мигрени прекращается самостоятельно в течение максимум 72 ч за счет активации собственных противоболевых систем пациента. Таким образом, при частых приступах мигрени возрастает нагрузка на антиноцицептивные (обезболивающие) системы пациента, что со временем может привести к истощению этих резервов. Пациент остается беззащитным перед различными провокаторами приступов мигрени, а сами приступы становятся более частыми и длительными.

Необходимо купировать каждый приступ мигрени, а принимать следует максимально эффективные препараты и не позже чем через 2 часов после начала приступа.

Лечение мигрени в медицинском центре

Для лечения мигрени используются как «обычные» обезболивающие, так и целый ряд специальных препаратов, которые назначает специалист при посещении медицинского учреждения. В лечении рекомендуется комплексный подход, включающий раннее купирование мигренозного приступа, профилактику атак и лечение сопутствующих заболеваний, что позволяет облегчить состояние в межприступном периоде, улучшить качество жизни и предотвратить прогрессирование и хронизацию мигрени. Поэтому при подозрении на мигрень лучше проводить лечение под наблюдением врача невролога.

Профилактика мигрени

Мигрень отчасти поддается профилактике, и ряд такого рода мероприятий можно провести самостоятельно:

• сбалансировать режим дня;
  • постараться избегать эмоциональных и физических перегрузок;
  • научиться рациональному поведению в стрессовых ситуациях;
  • чаще проветривать помещения;
  • гулять на свежем воздухе;
  • пересмотреть пищевой рацион;
  • сократить до минимума потребление алкоголя.
  • Если у Вас мигрень или подозрение на это заболевание Вы можете записаться на прием к неврологу в наш центр, позвонив по телефону + 7 (495) 540-46-56.

Наши врачи всегда открыты для общения с пациентами - внимательно вас выслушивают, охотно ответят на все возникшие вопросы, подробно объяснят ход предстоящего лечения и процедур, подберут самые эффективные терапевтические схемы и не назначат лечение «на всякий случай».

Невролог-сомнолог
Невролог