Главная  →  Неврология →  Рассеянный склероз

Рассеянный склероз

Рассеянным склерозом называется хроническое прогрессирующее заболевание нервной системы, в основе которого лежит поражение миелиновых оболочек нервных волокон головного и спинного мозга клетками собственной иммунной системы человека.

Рассеянный склероз является мультифакториальным заболеванием, проявляющимся многоочаговым поражением центральной нервной системы (ЦНС) с нарушением функции всех регулирующих систем организма (нервной, иммунной, эндокринной) и прогредиентно-ремиттирующим течением.

Основная задача нервной системы – как можно быстрее получать сигналы, поступающие из внешней среды или от внутренних органов, и реагировать на них соответствующим образом. Для более быстрой передачи сигналов часть нервных волокон покрывается миелиновой оболочкой, которая выполняет функцию электроизолятора. Волокно, покрытое миелином, напоминает электрический провод с изоляцией – импульс по нему движется направленно, на максимально высокой скорости.

При рассеянном склерозе отдельные участки миелиновой оболочки повреждаются, и на их месте образуется грубая соединительная ткань. В таких участках процесс передачи импульса нарушается, и нервная система хуже выполняет свои функции. Незначительные дефекты долгое время компенсируются работой соседних, неповрежденных, волокон. Но когда число поврежденных фрагментов приравнивается к числу здоровых, появляются внешние признаки болезни, характер которых зависит от места расположения дефекта.

Симптомы

Клинические проявления рассеянного склероза очень разнообразны. Как правило, подозрение на наличие этого заболевания возникает в том случае, если имеются признаки поражения двух и более удаленных друг от друга участков нервной системы у пациента в молодого или среднего возраста.

Это могут быть:

• головная боль;
  • боль в спине (по ходу позвоночника);
  • боль в межреберных промежутках;
  • мышечная слабость, быстрая утомляемость мышц;
  • мышечные боли;
  • снижение мышечной силы в руках или ногах;
  • тремор (дрожание) рук;
  • неустойчивость, шаткость при ходьбе;
  • нарушения речи;
  • снижение слуха;
  • расстройства зрения;
  • нарушение чувствительности кожных покровов (онемение или чувство жжения, покалывания в отдельных участках);
  • чувство давления в одной или нескольких верхних или нижних конечностях;
  • нарушение функций тазовых органов;
  • половая дисфункция;
  • изменение поведения, ухудшение памяти, снижение интеллекта. Нередко симптомы становятся ярче после принятия горячей ванны, пребывания в жарком помещении, на жаре.

Диагноз «рассеянный склероз» предполагается в том случае, если врач выявляет признаки наличия двух и более очагов поражения нервной системы, появление которых не связано с другими причинами (например, травмой). При этом симптомы болезни нарастают на протяжении полугода или возникают периодически, с интервалом не менее одного месяца, сохраняясь как минимум в течение одних суток. Точность диагностики в этом случае во многом зависит от компетентности и бдительности врача.

Для более точной постановки диагноза применяются дополнительные методы обследования:

• электронейромиография – наиболее эффективный способ оценки функциональной состоятельности отдельных нервных волокон;
  • МРТ – она позволяет выявить очаги демиелинизации волокон и определить давность их образования;
  • иммунологический анализ крови.
Все эти методы применяются не только для подтверждения диагноза, но и для оценки динамики течения болезни.

Пока невозможно остановить развитие патологического процесса при рассеянном склерозе, хотя при современном адекватном патогенетическом и симптоматическом лечении активность заболевания может быть существенно снижена.

Главное условие эффективности лечения рассеянного склероза – индивидуальный подход. При определении тактики ведения больного, врач всегда учитывает особенности его организма, картину заболевания, степень и характер поражения нервной системы. Несмотря на то, что восстановить поврежденные нервные волокна невозможно, при грамотном подходе удается скорректировать течение болезни, увеличить продолжительность ремиссий, замедлить прогрессирование изменений и повысить качество жизни пациента.

Врач невролог нашего центра Овчаров В.В. является также автором книги «Лечебная физкультура для больных рассеянным склерозом». Рекомендации доктора по лечебной физкультуре могут быть использованы самими больными и их родственниками к проведению занятий лечебной гимнастики у больных рассеянным склерозом как части превентивных мер.

Наши специалисты очень серьезно подходят к лечению каждого заболевания. При необходимости, пациент консультируется со специалистами смежного профиля, и проходит комплексную терапию, направленную на устранение уже существующих и предупреждение возможных проблем.

Если вам необходимо записаться на прием к врачу неврологу нашего центра вы можете позвонить по телефону + 7 (495) 540-46-56.

Наши врачи всегда открыты для общения с пациентами - внимательно вас выслушивают, охотно ответят на все возникшие вопросы, подробно объяснят ход предстоящего лечения и процедур, подберут самые эффективные терапевтические схемы.

Невролог-сомнолог
Невролог