Главная  →  Терапия →  Болезни органов дыхания

Болезни органов дыхания

Болезни органов дыхания – одна из самых частых причин обращения к терапевту, врачу общей практики. Ведь только острыми респираторными заболеваниями среднестатистический пациент может болеть неоднократно в течение года, обращаемость за медицинской помощью по этому поводу закономерно возрастает в зимнее время, а также поздней осенью и ранней весной.

Помимо названных к группе заболеваний органов дыхания относят также бронхит, бронхиальную астму, пневмонию и другие заболевания бронхолегочной системы. Некоторые из них имеют тенденцию к хроническому течению, с периодическими обострениями и постепенным прогрессированием. Так, хроническая обструктивная болезнь легких со временем способна привести к выраженной дыхательной недостаточности, что не только существенно ухудшает качество жизни, но даже чревато летальным исходом. Своевременно начатое лечение помогает замедлить прогрессирование процесса, уменьшить частоту и тяжесть обострений, отсрочить развитие осложнений.

причины развития заболеваний органов дыхания:

• различные инфекционные агенты – вирусы, бактерии;
  • общее снижение иммунитета, переохлаждение;
  • наследственная предрасположенность, врожденные аномалии органов дыхания;
  • сопутствующая патология (сахарный диабет, очаги инфекции в организме и другие заболевания);
  • табакокурение;
  • внешние аллергены – пыльца растений, споры плесени, домашняя пыль, косметические средства, лекарственные вещества и др.;
  • профессиональные вредности – различные испарения, запыленность;
  • неблагоприятные экологические и климатические факторы – загрязнение атмосферы промышленными выбросами, выхлопами автотранспорта, слишком высокая влажность и низкая температура воздуха и др.

Возможные симптомы заболеваний системы дыхания:

• учащенное дыхание – одышка;
  • затрудненный вдох и/или выдох, удушье, ощущение нехватки воздуха;
  • слышимые шумы – хриплое, «свистящее» дыхание;
  • болезненные ощущения в грудной клетке при дыхательных движениях и кашле;
  • кашель – сухой, влажный, «надсадный», «лающий» и др.;
  • выделение мокроты – слизистой, гнойной, с примесью крови и т. д.;
  • снижение переносимости физических нагрузок, синюшность кожных покровов;
  • общее ухудшение самочувствия, повышение температуры тела.

Диагноз при заболеваниях органов дыхания ставится терапевтом или пульмонологом. Для этого специалисту необходимо оценить жалобы, изучить историю развития заболевания, провести осмотр пациента с применением методов пальпации, перкуссии и аускультации.

Из дополнительных исследований используются:

• рентгенологические методы – флюорография, рентгенография органов грудной клетки, бронхография и др.;
  • эндоскопические (бронхо- и торакоскопия) и другие инструментальные методы (например, плевральная пункция), могут иметь как диагностическое, так и лечебное назначение;
  • функциональные исследования – спирометрия, пикфлоуметрия;
  • лабораторные методы: общеклинический и биохимический анализ крови, исследование плевральной жидкости, микроскопия мокроты, бактериологические исследования.

Медикаментозная терапия включает использование антимикробных препаратов, средств, облегчающих отхождение мокроты, расширяющих просвет бронхов, подавляющих (при необходимости) навязчивый кашель, а также противовоспалительных и антиаллергических препаратов. Пути введения лекарственных средств могут быть различными – от перорального и парентерального до ингаляционного.

Используются и немедикаментозные методы лечения и профилактики: лечебная физкультура, курортное лечение, физиопроцедуры. Большое значение придается обязательному отказу от курения, улучшению условий труда и быта.

Посредством лечебной бронхоскопии можно удалить инородное тело из дыхательных путей, ввести лекарственные средства. С помощью плевральной пункции можно облегчить состояние пациента, откачав накопившуюся жидкость, а также промыть плевральную полость антисептическим раствором, ввести антибиотики.

Для записи на прием к нашим врачам позвоните по телефону + 7 (495) 540-46-56.

Наши врачи всегда открыты для общения с пациентами - внимательно вас выслушают, охотно ответят на все возникшие вопросы, подробно объяснят ход предстоящего лечения и процедур, подберут самые эффективные терапевтические схемы.

Консультация терапевта Записаться 2000

Тэги: