Главная  →  Терапия →  Болезни сердца и сосудов

Болезни сердца и сосудов

Болезни сердца и сосудов в общей структуре смертности занимают ведущие позиции, оставляя далеко позади все остальные заболевания.

Эта группа заболеваний достаточно неоднородна по причинам развития, проявлениям, методам диагностики и лечения, к ней относят:

• ишемические нарушения в системе коронарных сосудов – ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт миокарда;
  • нарушения сердечного ритма и проводимости – аритмии, блокады и т.д.;
  • артериальные гипертензии (повышение артериального давления);
  • атеросклероз и его осложнения;
  • заболевания сердца воспалительного характера – миокардиты, эндокардиты, перикардиты;
  • врожденные и приобретенные пороки сердечных клапанов;
  • кардиомиопатии (заболевания сердечной мышцы, обычно генетически обусловленные);
  • аневризмы сердца и кровеносных сосудов;
  • нарушения мозгового кровообращения различной степени, вплоть до инсульта;
  • поражения сосудов других жизненно-важных органов (тромбоэмболия легочной артерии) и некоторые другие заболевания.

Факторы риска

Так как конкретные причины развития сердечно-сосудистых заболеваний до конца не установлены, принято говорить о факторах риска – каждый из них не приводит к болезни, но значительно повышает риск ее развития.

Основными факторами риска болезней системы кровообращения являются избыточный вес, гиподинамия и табакокурение. Активная борьба с данными явлениями дает значительное сокращение заболеваемости и смертности.

Существуют и другие факторы, повышающие риск патологии сердца и сосудов:

• наследственная предрасположенность;
  • мужской пол (мужчины заболевают чаще и в более раннем возрасте);
  • пожилой возраст;
  • повышенный уровень холестерина в крови;
  • сахарный диабет;
  • стресс (как острый, так и хронический);
  • злоупотребление алкоголем;
  • нерациональное питание с избыточным потреблением насыщенных жиров, соли и сахара.

Возможные симптомы заболеваний сердца и сосудов:

• общая слабость, ухудшение переносимости физических нагрузок;
  • бледность, синюшность кожи и слизистых;
  • одышка при небольшой физической нагрузке или даже в покое, усиливающаяся в горизонтальном положении;
  • неприятные ощущения в грудной клетке (как правило, за грудиной) – боль, жжение, стеснение в груди, возникающие или усиливающиеся от физической нагрузки;
  • боли могут «отдавать» в межлопаточную область, левую руку, нижнюю челюсть, диафрагму;
  • сильное сердцебиение, ощущение перебоев в работе сердца, слишком редкий (меньше 50 ударов в минуту), учащенный (свыше 90-100 ударов) или неритмичный пульс;
  • отеки, особенно нижних конечностей, резкая необъяснимая прибавка в весе, увеличение размеров живота;
  • устойчиво повышенное артериальное давление выше 140/90 мм рт.ст.;
  • головная боль, тошнота, головокружение, обмороки;
  • при остром нарушении мозгового кровообращения (инсульте) – нарушение речи, асимметрия лица, слабость в конечностях на одной стороне тела, нарушение зрения, координации, неустойчивость, спутанность мыслей, сильная головная боль и др.;
  • при поражении периферических артерий (например, ног) – быстрая утомляемость конечностей при ходьбе, боли, судороги, “перемежающаяся хромота”, бледность и похолодание кожных покровов, ослабление пульсации периферических артерий, в запущенных случаях – развитие гангрены.

Диагностикой и лечением заболеваний сердца и кровеносных сосудов занимаются врачи общей практики, терапевты, кардиологи, ангиологи, сосудистые хирурги, кардиохирурги.

Методы диагностики:

• функциональные исследования: электрокардиография (ЭКГ), нагрузочные пробы (велоэргометрия, тредмил-тест), суточное (холтеровское) мониторирование ЭКГ и артериального давления (СМАД);
  • ультразвуковые методики: УЗИ сердца (эхокардиография), ультразвуковая допплерография (УЗДГ, дуплексное сканирование);
  • рентгенологические: рентгенография органов грудной клетки, ангиография, коронарография, компьютерная томография;
  • радиологические (сцинтиграфия);
  • магнитно-резонансная томография;
  • пульсоксиметрия (определение насыщения крови кислородом);
  • лабораторная диагностика (общеклинический и биохимический анализ крови, бактериологические исследования при воспалительных заболеваниях, обнаружение маркеров повреждения клеток миокарда и др.).

Необходимый перечень диагностических исследований для конкретного пациента определяется врач.

Принципы лечения зависят от конкретного вида заболевания, а также от его стадии, наличия осложнений и сопутствующей патологии:

• При артериальной гипертензии обычно рекомендуют пожизненный прием гипотензивных препаратов, используются и мочегонные средства.
  • При ишемической болезни сердца применяются препараты, расширяющие коронарные сосуды, средства, понижающие содержание холестерина в крови, уменьшающие вязкость крови и другие.
  • Более радикальными являются хирургические методы, восстанавливающие нарушенный коронарный кровоток: ангиопластика (расширение артерии с помощью баллона или стента), аортокоронарное шунтирование (восстановление кровотока за счет создания обходных путей).
  • В случае развития инфаркта или инсульта очень важно как можно скорее доставить больного в стационар, где в течение первых часов возможно проведение тромболизиса – растворения тромба, закупорившего сосуд.
  • При врожденных и приобретенных пороках сердца проводятся кардиохирургические операции – трансплантация, протезирование пораженного клапана.
  • Также только хирургическим путем можно избавиться от аневризмы, так как ее разрыв – это сосудистая катастрофа, момент наступления которой невозможно предугадать.
  • При инфекционно-воспалительных процессах применяется антибиотикотерапия.
  • При нарушениях ритма используют антиаритмические препараты, а при низкой эффективности консервативной терапии – хирургическое лечение: деструкция патологического очага возбуждения (радиочастотная, ультразвуковая, лазерная), пересечение проводящих путей, установка кардиостимулятора (искусственного водителя ритма) или кардиовертер-дефибриллятора.
  • При кардиомиопатиях используется симптоматическая фармакотерапия, но в ряде случаев пациента может спасти только пересадка сердца.

Практически при всех заболеваниях сердца и сосудов рекомендуется ограничить потребление поваренной соли, сахара, животных жиров, увеличить долю овощей и фруктов в своем рационе, а также (при наличии избыточного веса) снизить его общую калорийность (после консультации с диетологом). Физическая активность может быть ограничена, но не исключена полностью – возможно применение лечебной физкультуры. Отказ от табака и злоупотребления алкоголем, минимизация стрессорных влияний являются обязательными условиями успешного лечения.

Для записи на прием к врачу нашего центра можете позвонить по телефону + 7 (495) 540-46-56,

Наши врачи всегда открыты для общения с пациентами - внимательно вас выслушают, охотно ответят на все возникшие вопросы, подробно объяснят ход предстоящего лечения и процедур, подберут самые эффективные терапевтические схемы.

Дуплексное сканирование
Дуплексное сканирование вен Записаться 2900
Дуплексное сканирование артерий Записаться 2900
Дуплексное сканирование вен и артерий Записаться 5800