Главная  →  Терапия →  Вирусные заболевания

Вирусные заболевания

Среди всех видов патологии, которые могут встречаться у человека, заболевания, вызываемые различными вирусами, занимают далеко не последнее место. При этом вирусные инфекции отличаются огромным разнообразием и могут поражать практически любые органы и системы, вызывая соответствующую симптоматику.

Особенности вирусных инфекций

• Вирусные частицы крайне малы и способны развиваться только внутри живой клетки, внедряясь в ее генетический аппарат и заставляя его участвовать в воспроизводстве вируса.
  • Большинство вирусных инфекций обладают высокой контагиозностью, при этом на них не действуют антибиотики.
  • Многие вирусы, как, например, вирус герпеса, имеют склонность пожизненно персистировать (скрыто присутствовать) в организме, активизируясь при благоприятных для них условиях.
  • Существуют вирусы с высокой степенью изменчивости – например, вирус гриппа. Это затрудняет разработку вакцин.
  • Так называемые «медленные» вирусные инфекции, к числу которых относят и ВИЧ (вирус иммунодефицита человека), довольно долго развиваются без каких-либо выраженных симптомов, но внешне здоровый человек уже способен заражать окружающих. В случае заражения вирусом бешенства лечение возможно только в бессимптомный период – при появлении симптомов заболевание смертельно и неизлечимо.

Возможные осложнения вирусных заболеваний

Вирусные заболевания зачастую протекают достаточно тяжело, с высокой интоксикацией, поражением нервной и сердечно-сосудистой систем – например, при гриппе, кори, вирусном энцефалите. Но опасны и их отдаленные осложнения:

• При различных ОРВИ нередки так называемые бактериальные осложнения, которые возникают вследствие подавления вирусами иммунной системы.
  • Вирус полиомиелита в тяжелых случаях способен вызывать необратимые параличи и парезы.
  • Опасность некоторых вирусных заболеваний состоит в том, что они повышают риск возникновения онкопатологии. Это доказано в отношении вируса папилломы человека, который способствует развитию рака шейки матки, а также в отношении вирусов, вызывающих гепатиты – при хронической форме заболевания риск развития цирроза и рака печени возрастает многократно.
  • Некоторые вирусные инфекции представляют угрозу для нормального протекания и исхода беременности: вирус краснухи, например, может провоцировать формирование пороков развития плода.
  • Осложнения эпидемического паротита могут приводить к развитию бесплодия у мужчин.

Диагностика вирусных заболеваний на основе жалоб и клинической картины затруднительна. В большинстве случаев для постановки точного диагноза необходимо проведение лабораторных исследований:

• определение антител в сыворотке крови;
  • выявление вирусных антигенов;
  • реакция гемагглютинации;
  • иммуноферментный анализ (ИФА);
  • метод флюоресцирующих антител (МФА);
  • вирусологический метод (размножение вируса на культуре клеток);
  • метод полимеразной цепной реакции (ПЦР-диагностика) и другие.

С целью профилактики осложнений, а также перехода инфекции в хроническую форму, лечение необходимо начинать как можно раньше:

• специфические противовирусные средства – против вирусов гриппа, герпес-вирусов, цитомегаловируса, ретровирусов;
  • препараты интерферона, а также средства, стимулирующие выработку собственного интерферона;
  • иммуномодуляторы;
  • средства для уменьшения симптомов интоксикации, сопровождающих вирусную инфекцию;
  • симптоматические средства для понижения температуры тела, уменьшения головной боли и других симптомов вирусных инфекций;
  • вакцинотерапия – например, при герпесвирусной инфекции;
  • в случае присоединения к вирусной инфекции бактериальных осложнений – прием антибиотиков.

Профилактика

Специфическая профилактика: против некоторых вирусных инфекций в настоящее время разработаны профилактические вакцины, способные защитить человека от развития опасных заболеваний и их осложнений.

Неспецифические меры: здоровый образ жизни, закаливание, обогащение рациона витаминами, борьба со стрессом и другие меры.

Для записи на прием к нашим врачам позвоните по телефону + 7 (495) 540-46-56.

Наши врачи всегда открыты для общения с пациентами - внимательно вас выслушают, охотно ответят на все возникшие вопросы, подробно объяснят ход предстоящего лечения и процедур, подберут самые эффективные терапевтические схемы и не назначат лечение «на всякий случай».

Консультация терапевта Записаться 2000

Кардиолог